Материалы / 28.11.2011 / Украинский СПГ-терминал: прощупать почву в Босфоре

Украинский СПГ-терминал: прощупать почву в Босфоре Украинский СПГ-терминал: прощупать почву в Босфоре

Очевидно, узким местом – причем в прямом смысле этого слова – для проекта строительства украинского СПГ-терминала является пролив Босфор.

Ранее предполагалось, что СПГ для Украины будет поставляться из Азербайджана. Но, судя по всему, этот вариант отпал. Хотя бы потому, что у Азербайджана нет мощностей по сжижению, а проект строительства газопровода до побережья Грузии и сооружения там СПГ-завода выглядит чистой утопией. Таким образом, Украина, вероятно, планирует закупать газ у какого-то традиционного поставщика, например, Катара.

На днях в СМИ появились сообщения о том, что Украина проводит с Турцией консультации по техническим вопросам прохождения газовозов через Босфор к будущему СПГ-терминалу. «Босфор открыт для нас, согласно международной конвенции. Однако пролив очень перегружен, и ожидать, что танкер будет проходить, например, каждую пятницу, нельзя. Был случай, когда судна вообще ждали месяц, пока прекратится шторм в Черном море», - сказал посол Украины в Турции Сергей Корсунский.

На сайте Bosphorus Strait News можно видеть интерактивную карту, обновляющуюся каждые 100 секунд, на которой показаны суда, ожидающие прохода через пролив Босфор, и уже проходящие через него. При этом указаны типы судов: пассажирские, грузовые, танкеры, буксиры, яхты и катера. В октябре 2011 года среднее время ожидания в очереди на проход танкеров через Босфор возросло с двух до пяти дней. Удлинение очереди связано с запретом властей на движение по проливу в ночное время судов длиной более 200 метров с опасными грузами – к которым относится и СПГ.

Инциденты в проливе Босфор

В период с 1953 по 2002 годы в проливе произошло 461 ЧП. Более поздняя статистика не раскрывается. Большинство из инцидентов были столкновениями. В частности, имели место следующие ЧП с участием танкеров.

Так, 14 декабря 1960 танкер Petar Zoranic, шедший под югославским флагом, столкнулся с греческим судном World Harmony, что привело к многочисленным человеческим жертвам. После столкновения в воду попало 18 тыс тонн нефтепродуктов. После этого турецкое судно Tarsus столкнулось с пылающим судном Petar Zoranic и сгорело вместе с ним. Пожар продолжался несколько недель, лишив суда возможности пользоваться проливом.

15 сентября 1964 года норвежское судно Norborn наткнулось на обломки судна Petar Zoranić и загорелось. Это снова привело к разливу нефти.

1 марта 1966 года столкнулись два судна Черноморского пароходства – сухогруз «Красный Октябрь» и танкер «Луцк». Вылилось 1850 тонн нефти, которые вызвали пожар, который затронул также турецкой пассажирский паром.

15 ноября 1979 года румынский танкер Independenta столкнулся с греческим судном Evriali. Румынское судно взорвалось, 43 человека погибли, в пролив вылилось 95 тыс тонн нефти. Пожар продолжался несколько недель, блокируя пролив.

29 октября 1988 года мальтийское судно с аммиаком Blue Star задело турецкий танкер Gaziantep, который стоял на якоре. В море вылилась 1 тыс тонн аммиака.

25 марта 1990 года иракский танкер Jampur столкнулся с китайским судном Da Tung Shang. В море вылилось 2600 тонн нефти.

29 декабря 1999 года российский танкер Волгонефть-248 сель на мель с 4 тыс тонн мазута на борту, и разломился на две части, после чего в море попало 800 тонн нефтепродуктов. Очистка воды от нефти заняла порядка двух лет.

10 ноября 2003 года Грузинский сухогруз "Святой Пантелеймон" сел на мель в проливе Босфор, и развалился на две части. В море вылилось несколько тонн мазута.

Стамбульский канал

16 ноября 2011 года премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган дал интервью, текст которого можно прочитать на официальном сайте Стамбульского канала. В частности, г-н Эрдоган сообщил, что канал будет глубиной 25 метров и шириной 140-150 метров. Изыскательские работы будут продолжаться в течение двух лет, а строительство планируется завершить к 2023 году. Стоимость проекта оценивается в 10 млрд долл. География Стамбула из-за проекта изменится, город станет островом. Извлеченная в ходе строительства почва будет использована для строительства крупного аэропорта и морского порта. Часть грунта отправится в шахты.

ТЭО украинского СПГ-терминала

В сентябре, напомню, испанская компания Socoin выиграла тендер на разработку ТЭО строительства в Украине морского терминала по приемке сжиженного природного газа. В конкурсе на право выполнить ТЭО участвовали датская компания Ramboll Oil&Gas, испанские Foster Wheeler Iberia, Socoin и Sener, а также итальянская Technique Italy.

Предварительный проект строительства предусматривает до 2014 года поставку первых партий СПГ в объеме 2 млрд куб м газа в год, до 2015 года - доведение этих объемов до 5 млрд куб м газа. До 2017 года планируется увеличить производительность терминала до 10 млрд куб м природного газа в год. Стоимость проекта оценивается в сумму от 750 млн долл до 1 млрд долл.

Что касается инвесторов, то в начале октября 2011 года премьер-министр Украины Николай Азаров в ходе встречи с главой парламента Австрии пытался заинтересовать проектом австрийские компании, а в конце октября 2011 года то же самое президент Украины Виктор Янукович предлагал бразильским бизнесменам.

 

Материалы по теме:

Туманные перспективы СПГ-терминала Украины


Тэги:СПГУкраина 

Рейтинги

Первая десятка: США, Россия, Иран, Катар, Канада, Китай, Норвегия, Саудовская Аравия, Алжир, а также Индонезия.
Читать дальше




Календарь

27-27 мая 2016 года
Российский рынок газа. Биржевая торговля
Санкт-Петербург, "Кемпински Мойка 22"

Биржевая торговля газом способна стать эффективным инструментом совершенствования системы газоснабжения в России.
Подробности

Блоги

Туркмения увеличит поставки газа в Китай

Блог любителя экономики
Туркмения увеличит поставки газа в Китай

Туркмения и КНР готовят соглашение, согласно которому поставки туркменского природного газа в Китай достигнут 20 млрд куб м в год. Этот вопрос обсуждался на переговорах в Пекине, где делегацию Туркмении принимал председатель КНР Ху Цзиньтао.
Читать полностью

ГКМ

Газоконденсатное месторождение Утреннее

Газоконденсатное месторождение (ГКМ) Утреннее располагается в Ямало-Ненецком Автономном округе примерно в 600 км к северо-востоку от Салехарда. Его запасы по категориям АВС1+С2 составляют 767 млрд. м3 газа, 23,4 млн. т конденсата и 10,6 млн. т. нефти.
Читать дальше

Авторский блок

Диагностика газоперекачивающего оборудования на основании упрощенного дерева событий

А.А. Паранук
Диагностика газоперекачивающего оборудования на основании упрощенного дерева событий

В статье приводиться описание упрощенного дерево события для отдельного элемента сложно технической системы действующее системы. Отражены основные аспекты, которые требуют детального анализа при составлении подобных систем. Изложена методика составления, основанная на линейной логике.
Читать дальше

Пресс-релизы

«ЛУКОЙЛ» и «КазМунайГаз» совместно разведают недра Казахстана
Компании «ЛУКОЙЛ» и «КазМунайГаз» совместно оценят углеводородный потенциал некоторых участков на территории Республики Казахстан.
Читать дальше

 

начало | телетайп | материалы | рейтинги | контакты

©  «Компания ИНТАРИ - сбор, анализ и хранение данных о трубопроводах», 2009 - 2017